Время для счастья – сейчас.
Место для счастья – здесь.
 

Что такое припуски и отступы (статья для дизайнеров)

В этой статье мы рассмотрим самые распространенные ошибки дизайнеров, которые приводят к нежелательным результатам. А именно: заказчик получает готовую полиграфию внешний вид которой отличается от того, что он утверждал в электронном виде, ведь на экране все воспринимается иначе – и цвета, и размеры, и фактура. Более подробно о том, как заказать тираж своей мечты Вы можете прочесть в статье «Напечатайте мне КРАСИВО». Сейчас же обратимся к этапу создания макета и подготовки его к печати.

1. Выбор программного обеспечения


Правильно выбрать ПО – очень важно. Так, например, любимый многими CorelDrow не подходит для создания и подготовки макетов к печати. Связано это с цветопередачей. Макеты, созданные в Corel, никогда не соответствуют по цвету цифровым оттискам. Также при печати возникают проблемы с  тенями и прозрачностями.
Лучше использовать серию графических программ Adobe.
Для обработки растровых изображений (фотографий) - Photoshop. Мы не рекомендуем создавать макеты полностью в этой программе. Тексты, созданные в Photoshop, «плывут» на печати, т.е. выглядят не четкими, несколько размытыми. Особенно это касается надписей, сделанных мелким шрифтом (14pt и ниже) и, так называемых, тонких шрифтов.

Нечеткий текст

Для создания простых, одно-двухстраничных макетов (визитки, листовки, буклеты, плакаты) – Illustrator. Если макеты на печать Вы отправляете в форматах .ai или .eps – не забывайте переводить шрифты в кривые (Ctrl+A, Ctrl+Shift+O) и втянуть растровые изображения (Window – Links, выделить изображение в списке названий прилинкованных файлов, из раскрывающегося меню выбрать Embed Image).

Для создания многостраничных документов – InDesign.  При подготовке макета к печати в этом случае необходимо использовать pdf-принтер.

 

2. Обрезной формат


Это очень важный термин в полиграфии, который означает размеры готового изделия после обрезки. Многие не придают ему значение.
Очень часто просят напечатать, например, листовку А5 формата и присылают макеты формата А4, наивно полагая, что если уменьшить листовку в два раза, то ничего страшного не случится. Но это заблуждение. В 90 случаях из 100 готовая листовка не устраивает заказчика – шрифт слишком мелкий, не читаемый; текст расположен слишком близко к краю. Поэтому, прежде, чем отправлять макет на печать, масштабируйте его до требуемого формата и корректируйте при необходимости.
В файле обрезной формат должен быть задан точными значениями (без десятых и сотых). Так, например, формат А5 – это 148х210мм, а не 148,5х210мм.
При создании ТЗ для типографии всегда указывайте обрезной формат готового изделия. Например, при заказе евро-буклетов следует писать: «Обрезной формат А4, 2 бига, формат в сложенном виде 100х210мм…».
Нюанс: При заказе брошюр в ТЗ лучше указывать формат готовой брошюры в сложенном виде.

3. Отступы


Отступами называют поля по периметру изделия вокруг значимых элементов макета (на рисунке отступы окрашены в голубой цвет).

Отступы от края реза

Для визиток (стандартный обрезной формат 90х50мм), например, отступы должны быть не менее 5 мм.
Для формата А6 – не менее 8мм.
Для А5 формата и выше (А4, А3 и т.д.) – не менее 10мм.
Следуя этим рекомендациям Вы сможете избежать таких проблем, как зарезанный или расположенный слишком близко к краю текст, неровные поля и прочих полиграфических неприятностей. Ведь технические погрешности в полиграфии составляют от 0,1 до 1,5мм.


 

 4. Припуски под обрез


«Припуски – это беда» - скажет Вам любой менеджер, любой технолог, любой печатник типографии, потому что припуски – это самая распространенная ошибка дизайнеров при создании макетов для печати.
Припуски под обрез  - это область заливки за пределами обрезного формата. На рисунке ниже обрезной формат (т.е. линия реза) обозначен красной линией, а припуски – голубым цветом.


Что такое припуски под обрез

Если в макете не заложены припуски, то готовая брошюра, листовка или буклет вряд ли будет соответствовать задумке дизайнера. На рисунке ниже приведены примеры того, чем грозит отсутствие в макете припусков под обрез.
- Белые поля по периметру изделия (с одной, двух, трех или со всех сторон).
Белые поля при обрезке

- Расположение значимых элементов (текст, картинки) слишком близко к краю, в некоторых случаях возможно зарезание.
Если в макете нет припусков
Поэтому закладывайте в макет припуски. Размер припусков – 3-5мм. Если Вы готовите к печати макет для печати брошюры, то пусть Ваш PDF будет постраничным и припуски будут со всех четырех сторон по 5мм.
Следуя этим простым рекомендациям, Вам удастся избежать досадных ошибок.
Хороших Вам тиражей!